Наталья Михайлова

Психолог-консультант

«Что мы можем улучшить посредством вещей и текстиля? Комфорт, уют, антистрессовое влияние и тому подобные вещи»

Могут ли вещи влиять на настроение в семье? И если да, то насколько сильно?

Конечно, могут. Но скорее влияют не сами вещи, а то, что мы думаем о них, каково их значение для нас. Предметы интерьера, такие как, например, картины или мебель, — они ведь просто существуют и всё. А у человека есть индивидуальное отношение к каждой конкретной вещи: где она куплена и с кем, при каких обстоятельствах, где стояла, что с ней делали, какие есть ассоциации с другими подобными предметами. Эти мысли могут вызывать разнообразные эмоции, причем как положительные, так и отрицательные: радость или ностальгию, восхищение или печаль, тоску или сильный гнев, обиду или тревогу, нежность или признательность. Видите, как много? Эмоции могут быть выражены очень сильно и, соответственно, влиять на настроение своих хозяев в ту или иную сторону. Для иллюстрации могу привести такой пример: после разрыва отношений в квартире осталась очень красивая фигурка из муранского стекла, купленная парой во время свадебного путешествия в Венецию. Каждый раз при взгляде на эту фигурку у хозяйки возникают воспоминания о том, как всё было хорошо тогда, и размышления о том, как плохо стало сейчас. Из этого примера становится понятно, что сама фигурка как таковая ни в чем не «виновата». За наше настроение несет ответственность то, что для нас значит та или иная вещь.

Предыдущая

Есть ли какие-то психологические приемы, что лучше выбрать, чтобы создать уют в доме?

Уют — это очень субъективное понятие. Для каждого человека ощущение уюта будет формироваться уникальным образом, и не только из-за окружающего дизайна, но и из-за того, в каком настроении он пришел, чем он занимался до этого, что его беспокоит. Стоит или нет покупать декоративные предметы интерьера, отдать предпочтение дорогой мебели или обойтись дешевой — всё это индивидуальные нюансы. Главное — лишь бы всем было удобно в доме.

Можно ли при помощи вещей и текстиля усилить связь между членами семьи?

Знаете, если в отношениях всё давно и серьезно плохо, то, сколько ни покупай итальянских тканей для штор и как ни расставляй предметы по фэншуй, это не поможет. В такой ситуации не стоит дистанцироваться и пытаться подменить одну проблему другой. Стоит признать существование настоящих сложностей и решать непосредственно их.
Если же, напротив, отношения в семье гармоничные, теплые, люди ощущают близость и поддержку, то так случилось явно не по причине какого-то суперинтерьера, а потому, что эти люди работали над своими отношениями и конструктивно проходили все кризисы. Что мы можем улучшить посредством вещей и текстиля? Это комфорт, уют, антистрессовое влияние и тому подобные вещи. Это тоже важно. Уже будучи взрослыми, ваши дети могут иметь приятные воспоминания, связанные с какими-то предметами из родительского дома.

Правда ли, что тактильные и визуальные ощущения дарят человеку положительные эмоции? Могут ли они вызывать ассоциации из детства или даже иметь стресс-эффект?

Любые ощущения — и тактильные, и визуальные, и слуховые — могут принести как положительные, так и отрицательные ощущения. Причем для каждого конкретного человека реакция может быть различна: кому-то приятно носить флисовую кофту, а кому-то неприятно даже представить себе, что его руки коснутся этого материала. Кто-то нейтрально относится к красному цвету в дизайне интерьера, и он у него ассоциируется с энергией, теплом, спелыми ягодами, а кто-то другой, наоборот, будет чувствовать себя дискомфортно, потому что переизбыток красного цвета тревожит его и не дает расслабиться. Всё зависит от большого количества факторов, и универсального рецепта здесь нет.

Можно ли как-то разделить людей по группам в зависимости от того, какие цвета, фактуры, узоры текстиля они выбирают?

В разных частях планеты люди живут по-разному, и с точки зрения функциональности им нужны разные товары. Например, у нас люди разуваются дома. Каждому нужны теплые текстильные тапочки, поэтому их ассортимент в России расширен. В других странах нет ассортимента коротких кухонных штор или шерстяных пледов. Чтобы удовлетворить нужды людей по всему миру, ИКЕА предлагает товары, специально разработанные для этой страны, наравне с базовым ассортиментом, обязательным для всех стран. Что касается не функции, а дизайна текстиля, людям по всему миру интересно пробовать что-то новое, экспериментировать со стилями независимо от того, что принято у них в стране. Вот почему специальные текстильные коллекции продаются, как правило, во всех странах.